Биология и экология

Теория хаоса и естествознания

Если мы говорим о необратимости, то имеет смысл подробнее остановится на истории изучения понятия «времени», ибо Порядок и Хаос не могут рассматриваться в отрыве от поля своего движения – Времени. Понятие «время» относится к числу фундаментальных философских и естественнонаучных категорий. Начиная с античности, когда зародились все конкурирующие и поныне концепции времени, можно выделить два критических периода, отмеченные коренным изменением взглядов на природу, свойства и структуру времени.

Первый период охватывает вторую половину 17-го – начало 18-го столетия и характеризуется, с одной стороны, введением Николаем Стеноном (1669), Исааком Ньютоном (1687) и Готфридом Лейбницем (1715) представлений, отвечающим трем главным концепциям времени, соответственно: реляционно-генетической, субстанциональной и реляционной. С другой стороны, в сознании натуралистов безоговорочно утвердилось ньютоновское разделение времени на абсолютное и относительное (обыденное). Второй критический период приходится на конец 19-го – начало 20-го столетия и неразрывно связан с трудами А. Эйнштейна, который ввел в физику реляционную концепцию, и В.И. Вернадского, обосновавшего и развившего собственную теорию времени-дления. Последняя опирается на обобщение обширного эмпирического материала целого ряда естественных наук.

Естественнонаучная картина мира Вернадского в корне отличалась от представлений как Ньютона, так и Эйнштейна. И главное здесь – изучение окружающего в состоянии постоянного и необратимого исторического развития. Примечательно, что Вернадский высоко оценил гипотезу «взрывающейся» Вселенной А.А. Фридмана, которая позволяла рассматривать реальность как нестационарную систему, «как неустойчивое, находящееся в несложившемся состоянии волнение. Мир взрывающийся, но, возможно … вновь приходящий в равновесие» . Любопытно, что Эйнштейн до конца жизни не признавал гипотезы Фридмана-Леметра, хотя она была выведена из его космологических уравнений и лишь позднее подтверждена наблюдениями Э.П. Хаббла за скоростью разбегания галактик.

Согласно Вернадскому, в основе всего сущего лежат эволюционные необратимые процессы. Обратимые процессы, с его точки зрения, характеризуют лишь равновесные состояния реальных систем, причем рассматривать подобные состояния как неподвижные статические равновесия можно только в их устойчивом, предельном виде. К этому пределу они приходят или, вернее, его проходят.

Иными словами, по Вернадскому, равновесные состояния систем и связанные с ними обратимые процессы – лишь частные, преходящие явления в необратимом развитии. Имея в виду достижения квантовой механики, данные об эволюции органического мира и гипотезу («Большого взрыва») Фридмана-Леметра, В.И. Вернадский отметил еще одну особенность необратимых процессов – взрывной (скачкообразный, сальтационный) характер смены последовательных состояний одной и той же системы. По его мнению, эти скачки («взрывы», в его терминологии) всегда связаны с ускорением развития. Необходимо подчеркнуть, что, хотя в 20-е годы эмпирическая база для этого была явно недостаточной, Вернадский предсказал возможность двух типов процессов, предполагающих взрыв: «Во-первых, могут идти взрывчатые процессы … непрерывно в одном направлении (растущий Мир), а, во-вторых, возможно и такое проявление, что происходила пульсация Мира в ту и другую сторону, пульсация взрывчатого характера без полной обратимости».

Вернадский горячо поддержал идею А. Бергсона о противопоставлении реального времени-дления и ньютоновского физического времени. Кардинальное отличие первого от второго Вернадский видел в том, что, во-первых, «время Бергсона необратимо: оно не идет вспять – время же Ньютона обратимо», во-вторых, «время Бергсона есть явление неоднородное, различное в разных случаях и проявлениях», тогда как «отвлеченное время Ньютона есть идеальное создание, вполне однородное и неизменное». Интерпретируя доступные ему эмпирические данные о многообразных необратимых процессах, касающихся генетически разнородных систем, Вернадский отмечал: всякая эволюция необратима, время идет в ту сторону, «в какую направлены жизненный порыв и творческая эволюция. Назад процесс идти не может, так как это порыв и эволюция есть основное условие существования Мира. Время есть проявление – созидание – творческого мирового процесса».

Перейти на страницу:
1 2 3